Одной из причин того, почему человек задается вопросом о существовании бога, является непонимание и страх того, что ждет нас за порогом смерти.
Атеистические доктрины, как правило, отрицают возможность жизни после смерти. И это логично – нет души и нет вечной жизни. Смерть тела – это полное небытие.
В принципе, даже с точки зрения атеиста, посмертное существование возможно: ну, скажем, человек представляет из себя структуру, состоящую, в том числе, из совокупности каких-то энергетических полей. И эти самые поля, допустим, могут сохранять стабильность и после смерти физического тела. Уже слышу крики, что никаких таких полей наука не знает и быть такого не может. Что ж, во-первых, «не знает» не равно «не существует». А, во-вторых, не может быть, так не может, ну и ладно, не очень-то и хотелось. Таким образом, атеисты лишаются последнего шанса на жизнь после смерти. Правда, надо оговориться, что не лишаются шанса на бессмертие – это уже совсем другая тема.
Поэтому в этой статье атеистические версии рассматриваться не будут – не потому, что плохи, а потому, что не оставляют места для предмета обсуждения.
Более того, даже наличие бога совершенно не доказывает посмертного существования. Но, зато, делает его допустимым, а это уже шанс.
Итак, допускаем, что бог таки существует (а почему он скорее есть, чем нет – в другой статье).
Тогда, для оценки возможности жизни после смерти, необходимо определиться по двум вопросам: зачем человек был создан и зачем богу нужно бессмертие его души.
С первым вопросом, о цели сотворения человека, тоже отошлю к статье «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему. А зачем?». Если вкратце, то существование всезнающего существа весьма скучно, а создание человека, обладающего собственной волей и могущего нарушать причинно-следственную связь, разрушает всезнание и добавляет приятную интригу в бесконечную жизнь бога.
А вот зачем богу нужно бессмертие человеческой души?
Ну, во-первых, каждый человек это индивидуальность и, соответственно, индивидуальный вклад в изменение Вселенной и разрушение скучного детерминизма.
Во-вторых, человек, будучи наделен свободой воли, становится непрогнозируемым и лишать Вселенную его вклада в общую неспрогнозированность абсолютно непрогнозируемо )))). Во как! То есть, лишать его бессмертия означает сильно снижать эффективность выбранной модели.
В-третьих, необходимо учесть довольно-таки немалый размер Вселенной (ой, а еще и потенциальную многомерность) и тогда становится очевидным, что вклад, который может совершить человек при жизни неизмеримо мал и неинтересен.
И, в-четвертых, опыт, накапливаемый человеком за краткий период жизни, не позволяет ему сделать сколь-нибудь существенный вклад в развитие Вселенной.
Получается, что человеческая душа весьма ценный ресурс и разбрасываться душами, скорее всего, не стоит. Разумеется, Творец может исходить и из другой логики: душ этих скопилось уже немеряно, девать некуда… Но Вселенная-то расширяется, так что…