Давненько мы не ездили на организованные экскурсии, а тут вот что-то решили приобщиться и съездить с нашим туроператором в Демре-Мира-Кекова. Сподвигла нас на это возможность посещения на яхте затопленного города у острова Кекова. Поехали бы сами – пришлось бы изыскивать возможность на месте, а было лень. Шариться по местным турбюро не стали по той же причине, хотя там и несколько дешевле (а если верить отзывам, то и не хуже). Вообще, я несколько сомневался, стоит ли писать про экскурсию, которая и так имеет кучу отзывов и описаний. И решил, что стоит. Посему, читайте.
Начну с меркантильного и практичного: стоимость экскурсии из района Кемера от Одеона — $55. Выезд, в зависимости от отеля, около 8 часов утра. С собой стоит взять воду, сухпаек – на ваше усмотрение, мы обошлись. Описываемое происходило в самом начале октября 2015, поэтому температура была весьма комфортной – ни жарко, ни холодно. Автобус приличный и достаточно комфортабельный. ОТ Кемера ехать часа полтора – не особенно напрягает.
И сразу поясню несколько скептическое отношение к этой экскурсии: мы имеем некоторый опыт и организованных экскурсий, и самостоятельных. Так же позади достаточное количество горных серпантинов и развалин древних городов. Поэтому сами по себе эти вещи особого интереса уже не вызывают. А вот различные частности – очень даже. А здесь ожидались вполне интересные частности.
Стартанули мы от отеля в 7.40 и собрав остальных экскурсантов по другим отелям отправились в Демре. Дорога местами достаточно живописна и гид важно говорит о «горном серпантине». До «серпантина» это, конечно, не дотягивает, но если в первом приближении…
Мне показались любопытными огромные тепличные хозяйства, которые раскинулись в окрестностях Демре. Сначала удивило то, что они пустуют (начало октября), а потом выяснилось, что в это время там туго с пресной водой и поэтому аграрии ждут дождей, чтобы напитать водой теплицы.
По пути гид рассказывал, правда, несколько повторяясь, об истории Николая Чудотворца и покорении Малой Азии турками-сельджуками. Несмотря на некоторую нудность, рассказ был вполне интересен. Что любопытно, по его словам, турки несколько пренебрежительно относятся к периоду до покорения Малой Азии тюркскими народами. И не особенно любят всяких «дурацких» греков и римлян, а уж христиане так и вовсе «по-барабану». Причем, именно «по-барабану», поскольку сколько-нибудь выраженного неприятия христианства у большинства жителей современной Турции нет.
Первым пунктом нашей экскурсии был древний христианский храм, где и служил священником Николай Чудотворец. Точнее, самым первым пунктом была одна из лавочек, торгующая иконами и прочей церковной атрибутикой. При этом достаточно очевидно, что весь бизнес ориентирован в основном на православных, ведь в православном мире Николай Чудотворец почитается гораздо больше, чем в западном христианстве Санта-Клаус, где про него вспоминают раз в году.
Должен заметить, что цены в этой лавочке весьма не христианские. Ломят, ай-ай! Рядом – раз в пять дешевле. Да, конечно, гид рассказывает, что продаваемое рядом фальшивка. Но я исхожу из того, что если вы покупаете иконы и прочее из соображений веры, то фальш может быть в вашей вере, а не в символе: любой символ освящается верой его владельца, и неважно из серебра этот символ или из какой другой железки, обрызгали его водой с ионами серебра или нет. А если это для вас сувенир – тем более. А все остальное – понты! Ну, или бизнес. В общем, вечная история с организованными экскурсиями.
Перед входом в храм стоят скульптуры Санта-Клауса
и Николая Чудотворца
Николай Угодник стоит непосредственно у входа в храмовый комплекс. Однако, надо не забывать, что это один и тот же человек.
Сам храм достаточно интересен: сохранилось много фресок, неплохо сохранилась архитектура храма.
Здесь можно увидеть гробницы «коллег» Николая Чудотворца
Хотя трудно сказать, какая часть сохранилась, а какая была восстановлена на деньги Николая I. Ведь именно при нем была самая масштабная попытка восстановления храма, но помешали начавшиеся Русско-Турецкие войны. Турки относятся к храму неплохо, но скорей как к источнику дохода. Но тоже стараются восстанавливать.
И, наконец, самая важная часть храма: гробница Николая Чудотворца. Благодаря веселым туристам, которые доходили до того, что забирались в гробницу и фотографировались там, она закрыта стеклом.
Мощей самого Николая там нет, они были украдены/эвакуированы итальянскими купцами в период захвата Малой Азии турками-сельджуками и ныне хранятся в Италии, в городе Баре, где весьма почитаются. Но за что на них несильно обижается Турция и сильно — греки. Ведь Николай Чудотворец относился к Греческой Православной Церкви.
Далее мы отправились на яхте к затонувшему городу у острова Кекова. Ожидания от этой части поездки гораздо больше, чем реальность. Все, что удалось увидеть – это останки стен и ступеней на самом острове.
Обещанное стеклянное дно представляет собой маленькие окошки в дне яхты, но и к ним туристы не получают прямого доступа. И на эти окошки надо смотреть через следующие окошки, встроенные в столики, уже на палубе.
Ну что бы им стоило сделать яхты и лодки, как в Египте? Ведь гораздо лучше видно и интересней! А через эти — ничего не увидеть. Или, реально, не на что смотреть?
Другое дело, и многие туристы в своих отзывах правы, великолепная и глубокая синева моря. Возможно, сказывается близость Эгейского моря и смешение более холодных вод с теплыми? Но, действительно, красиво.
Потом нас ждал обед, который заслуживает упоминания только ввиду своей исключительной убогости: меня поразила «тушеная курица», которая представляла собой куриные кости с редкими волосками куриного мяса. И напитки, точнее их отсутствие. Даже вода – за отдельную плату. Мы сталкивались с этим и раньше, но не устаю удивляться подобному жлобству и сребролюбию. Может лучше что-то вроде бутербродов, но без такой выраженной жадности, а? Дело-то не в самой еде, а в отношении. Но хватит о столовках.
После обеда нас повезли в Миру. Мира интересна тем, что там сохранился греко-римский амфитеатр и древние ликийские гробницы. Причем, на мой взгляд, последние несколько интересней: амфитеатры в Аспендосе и Сиде больше и сохранились лучше, а вот гробницы – пожалуй, самые живописные из сохранившихся.
На обратном пути, разумеется, мы не могли миновать еще одной лавочки и нас привезли в винные погреба. Ну что сказать, цены вдвое против цен в магазинах Кемера на сопоставимые по качеству вина. Но зато, было интересным сравнение качества – имела место дегустация. Мы купили (правда, не здесь) несколько бутылок вина: гранатовое, ежевичное и даже дынное и благодаря посещению этого погреба поняли, что с качеством купленного не ошиблись. Это я не к тому, что качество прекрасно, а к тому, что купленное было не хуже чем, из этого погреба. А по поводу вкуса турецких фруктовых вин вообще, так это все же не для нас с женой. Мы предпочитаем сухие вина, а турецкие плодово-ягодные, даже самые сухие-рассухие, излишне сладкие. А дынное, если честно, мне показалось, что содержит аспартам – искусственный подсластитель. Причем, что в погребе, что в других местах.
Маленькое отступление о покупке турецких фруктовых вин. Я бы выделил четыре категории:
- откровенный шмурдяк из спирта, сахара, красителей и ароматизаторов. Его цена до $5.
- что-то похожее на правду, но не без химии. Такое обойдется в $7-10.
- в общем нормальное плодово-выгодное. И стоит оно уже $12-15.
- и то же самое нормальное плодово-выгодное, но в специальных местах «со скидками», где оно вдвое дороже
Впрочем, не обольщайтесь ценой — при первой покупке за $10 нам впарили такое мерзкое пойло, что и доллар за него был бы просто расточительством. Покупайте в магазинах, где предлагают дегустацию и нет толп туристов.
По выходу из погреба нас ждал местный житель, пойманный сыном — богомол. Он был невелик, но в Турции мы его увидели впервые:
После фотосессии со зверьком, мы благополучно отправились домой. Однако содержательная часть экскурсии на этом не закончилась: гид весьма интересно рассказал о современной Турции, взаимоотношениях в обществе, о различных религиях, об отношении к курдам. Что ему в плюс — он сумел это сделать достаточно объективно, стараясь никак не проявить собственного отношения. Оказывается здесь очень сложные взаимоотношения между сторонниками светского развития государства, по которому повел Турцию Кемаль Ататюрк и последователями ортодоксального Ислама. Но пока, слава богу, побеждают первые.
Но все же, несмотря на положительные моменты организованных экскурсий, мы отдали бы предпочтение самостоятельной поездке — её плюсы существенно перевешивают минусы. И следующие два дня мы катались самостоятельно, на арендованной машине.
Comments are closed.
Тоже бывал в Демре-Мира очень интересная экскурсия. Также в рамках этой поездки к Кекове сплавали. Всем кто собирается в Турцию, рекомендую обязательно там побывать.
Мира была очень известным городом и в 60-м году по пути в Рим его посетил апостол Павел. С того времени в Мире образовалась христианская община.