То ли в маршрутке, то ли в телевизоре – не помню, не отложилось место, но отложилась суть: рассуждали об уместности осенять себя крестом в той же маршрутке. Один говорил (прям по Макаревичу), что креститься нужно и можно везде, другой отвечал, что не можно в маршрутке, там не получится сделать это в соответствие с канонами.
Причём спорили совершенно серьёзно.
Поначалу тема спора мне показались просто забавной. Но если задуматься над этим спором поглубже, то получается, что люди ведут подобные споры с самого начала своей истории. Больше того, из этих споров возникали страшные войны, унесшие миллионы жизней.
Так насколько важны формы религиозных обрядов, да и сами обряды для человека и для Бога?
Давайте совершим небольшой экскурс в историю, заведомо предположив мир создан Творцом и он, Творец, всё же один. Посмотрим на развитие религии: анимизм, тотеизм, политеизм и, наконец, монотеизм. Анимизм – одушевление всего мироздания, пожалуй, наиболее простая форма религии с точки зрения «философической». Но чем дальше, тем сложней. И вот, монотеизм уже увешан сложнейшей мифологией и философией.
При всём этом, налицо серьёзные различия в мировоззрениях этих религий. Но Бог-то один! И вся эта эволюция религий происходила под его присмотром. И религиозных обрядов, соответственно, тоже.
Отсюда можно вывести 2 варианта отношения Бога к этим самым обрядам:
• Бог испытывает в них потребность, в том числе, в дыме жертвенных животных, ритуальных танцах, окроплении святой водой и прочих.
• Богу все эти танцы с бубном и вовсе не нужны, а нужны они, на самом деле, человеку.
Первый вариант для меня как-то сомнителен – мелковато для Абсолюта наслаждаться формальными ритуалами. Тем более, получается, что вкусы у Бога должны серьёзно поменяться со временем. Не, не то.
А вот второй вариант больше похож на правду. Странно, но человек нуждается в символах. Хотя, что в этом странного? Так и подмывает сказать: «Человек слаб!». Но может дело не в слабости, а в количестве соблазнов, которым приходится противостоять человеку. И символы это то, что нам помогает, даёт опору в борьбе за себя. И религиозные обряды и есть те самые символы.
Кстати, и атеисты грешат соблюдением разных ритуалов и обрядов — пятак под пятку, посмотреть в зеркало, если вернулся. И они испытывают потребность в символах.
Только одно «но» — мы должны помнить, что выполняем все эти обряды и ритуалы не для того, чтобы Бог поверил в нас, нет! Они призваны поддержать нас! Но если мы будем выполнять их просто потому что так «положено», то чем мы отличаемся от шаманов? Ритуальная магия предписывает выполнение строгого порядка действий, например. Однако, ритуальная магия это не то, чем пристало тому, кто верит в Единого Создателя.
Если вы хотите ублажить мелких бесов и духов, то может быть этот самый символизм важен и для них. И тогда ваши действия возможно верны. Но стоит ли связываться с ними?
Таким образом, получается, что символы важны и не важны. Возвращаясь, например, к крестному знамению – оно действительно может быть полезно, как напоминание себе о избранном пути и вере. А если вы используете его, чтобы отогнать бесов или, ещё забавней, призвать удачу, то это чистое язычество.
Ритуал важен не ради самого ритуала. Богу не важно сколько раз вы сделаете «Ку».
«Не упоминай имя Господа всуе!». Это всё о том же.
Повторите какое-нибудь слово несколько десятков раз подряд. Заметили, что оно превратилось в бессмысленный набор звуков, потеряло значение и вкус?
Так же и с ритуалами. От слишком частого употребления они становятся бессмысленными.
И снова к спору о маршрутке и крестном знамении – и можно, и нельзя. Если вы формально исполняете ритуал, то нельзя, а если это потребность вашей души, то можно и нужно. И не так уж важен угол, под которым вы переносите руку от плеча к плечу.
Крестное знамение я привёл лишь в качестве примера: это может быть молитва «Отче наш» или «Аль Фатиха». Главное, чтобы это исходило из души, а не было обрядом ритуальной магии.
Я не настаиваю на своём мнении, как исключительно правильном, но образ, по которому мы созданы, подразумевает под собой скорей содержание, а не форму. Ритуал же – это лишь форма, содержание — в душе.
Comments are closed.
Мы крестимся, вставая в постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестимся сами и осеняем крестным знамением пищу.
Не упоминай имя Господа всуе! Я думаю то же относится и к крестному знамению. Если делать это механически, как, например, чистим зубы, то толку от этого меньше чем от чистки зубов. Креститься, думается, нужно именно душой, иначе это, повторюсь, механистичный ритуал.
Сила крестного знамения необычайно велика . Многократно в Житиях Святых встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после однократного изображения на человеке Креста. Потому те, кто небрежно, суетливо и невнимательно крестится, попросту радуют бесов.
Думаю, сам ритуал крестного знамения для бесов особого значения не имеет, иначе это получается шаманство и колдовство какое-то. Крестное знамение призвано напомнить христианину о том, что он христианин. И тут я соглашусь, что от механического крестного знамения толку чуть меньше, чем никакого.